1. Для начала разберемся: кто такие участники жилищных отношений, как между собой взаимодействуют и какими правами и полномочиями обладают.

Кратко участники перечислены в ст.4 ЖК. Это: граждане, юр.лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. К полномочиям РФ в т.ч. относится «установление порядка осуществления государственного жилищного надзора» (ст.12 ЖК). А к полномочиям муниципальных образований – «осуществление муниципального жилищного контроля», а также «иные вопросы в области жилищных отношений» (ст.14 ЖК). Что именно понимается под государственным и муниципальным жилищным контролем, перечислено в ст.20 ЖК. В Москве государственным и муниципальным жилищным контролем занимается МЖИ.

Управа – это «территориальный орган исполнительной власти г.Москвы, подведомственный Правительству Москвы» (п.1.1 Положения об управе, утвержденного ППМ от 24.02.2010 №157-ПП). Управа района осуществляет в т.ч. контроль в области жилищной политики (п.2.5 Положения об управе). Осуществляя «исполнительно-распорядительную деятельность» (п.2.5.1-2.5.8) и «координирующую деятельность» (п.2.5.9-2.5.10). В частности управа «обеспечивает в установленном порядке собственникам помещений в МКД и их объединениям организационную и информационную поддержку в вопросах организации и проведения ОСС» и «обеспечивает и организует проведение информационно-разъяснительной работы о правах и обязанностях собственников».

ГУИС – правильное и полное название: «государственные казенные учреждения г.Москвы инженерные службы районов» – представляют интересы г.Москвы как собственника помещений в МКД (п.1 Распоряжения от 14.05.2008 №1040-РП «О порядке выполнения государственными казенными учреждениями г.Москвы инженерными службами районов функций по представлению интересов г.Москвы как собственника помещений в многоквартирных домах»). В частности представители ГУИС участвуют в ОСС путем: 1) инициирования ОСС; 2) голосования «по всем вопросам, выносимым на рассмотрение таких собраний»; 3) участвуют «в подсчете голосов и подведении итогов голосования по вопросам повестки дня ОСС и доведение итогов голосования до собственников помещений» (п.1.1.2.1-1.1.2.3 Распоряжения). Порядок участия ГУИС в ОСС изложен в п.4 Распоряжения. В частности там сказано, что «о всех принятых на ОСС в МКД решениях ГУ ИС районов уведомляют ДГИ г.Москвы и управу района в 10-дневный срок с момента оформления протоколов ОСС» (п.4.6 Распоряжения).

2. Анализ текстов Положения об управе и Распоряжения о ГУИС позволяет сделать следующие выводы: их полномочия, права и обязанности не дают им никаких возможностей в решении вопроса: «принять» или «не принять» протокол ОСС. Переходя на простой язык: это не их собачье дело. Управа может проконтролировать действия ГУИС, но только в части «решений по представлению интересов г.Москвы как собственника» (п.7.2 Распоряжения).

3. Вернемся к МЖИ. МЖИ осуществляет деятельность на основании, прежде всего ЖК и ряда нормативно-правовых актов г.Москвы. К последним относятся: 1) ППМ от 28.01.2014 №15-ПП «Об утверждении порядка осуществления регионального жилищного надзора в г.Москве, образца удостоверения государственного жилищного инспектора МЖИ»; 2) ППМ от 28.12.2011 №655-ПП «Об утверждении административного регламента исполнения МЖИ государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в г.Москве». Регламент конкретизирует общие нормы ППМ 15-ПП и потому представляет наибольший интерес для граждан, столкнувшихся с действиями МЖИ.

Общее содержание полномочий МЖИ указано в ст.20 ЖК. В частности МЖИ может проводить плановые и внеплановые проверки (п.3 ст.20), в ходе которых может проверяться «по заявлениям собственников помещений в МКД правомерность принятия ОСС решений» по кругу вопросов, перечисленных в пп.2 п.5 ст.20. А также имеет право обратиться в суд 1) «с заявлениями о признании недействительным решения, принятого ОСС с нарушением требований ЖК» и 2) «в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований» (п.6 ст.20). Например, требований о признании дома аварийным (см. Определение ВС РФ от 01.06.2017 № 1-КГ17-4). И опять никаких отдельных норм, позволяющих МЖИ «принять» или «не принять» протокол ОСС, ЖК не содержит.

Подробный анализ Регламента (см. ссылку ниже), на основании которого вроде бы последнее время проходят проверки МЖИ по результатам проведенных ОСС, на которых было принято решение о выходе из программы реновации, в этом посте вряд ли уместен. Остановлюсь лишь на некоторых важных моментах.

1) Основанием для проведения внеплановых выездных проверок является «поступление в МЖИ обращений и заявлений граждан, информации от органов гос.власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований» (п.3.2.1.5 Регламента). При этом «не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в МЖИ» (п.3.2.2 Регламента).

2) О проведении внеплановой выездной проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения (п.3.2.4.4 Регламента).
3) Основанием начала выполнения административной процедуры является распоряжение МЖИ о проведении проверки (п.3.3.1 Регламента).

4) Проверка осуществляется только в отношении тех вопросов, которые перечислены в п.1.8.2 Регламента. Если кратко, перечень этих вопросов включает в себя вопросы деятельности ТСЖ и выбор ОСС управляющей компании. И все!

Отсюда следует 5) Перед началом проведения выездной проверки инспектор обязан по просьбе лица, в отношении которого осуществляется ознакомить его с положениями Регламента (п.1.10.12 Регламента). Простым языком: пришедший инспектор обязан не просто показать удостоверение и распоряжение на проверку, но еще мотивировать ее, указав на конкретный пункт Регламента, который по его мнению может иметь отношение к проверке.

4. Теперь попробуем, хотя бы по верхам, разобраться с самим ОСС: что это за черт такой?
Отмечу сразу, что правовой статус ОСС МКД законодательно нигде не закреплен. Есть общие рассуждения и мнения юристов по поводу правовой природы ОСС. Кто-то из них отмечает, что не совсем ясно: органом какой организации оно выступает, хотя при этом и является субъектом права. Кто-то считает, что ОСС – это орган общественной самодеятельности. Нам эти талмудические споры ни к чему. А важным для нас является то, что «решения и протокол ОСС в МКД являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме» (п.1 ст.46 ЖК). Что в переводе на обычный язык означает: только собственники и никто иной за исключением суда могут решать – является ли принятое решение окончательным и бесповоротным. И никакого утверждения этого решения никаким органом из вышеперечисленных НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Если же у кого-то из заинтересованных сторон – собственника, представителя собственника ГУИС, МЖИ как надзорного органа – появляются какие-то возражения к принятому решению, милости просим в суд. Самый гуманный и справедливый в мире (с).

Похожие