Технологии для людей с нарушением зрения. Компьютер помогает инвалидам Использование интернета для обучения инвалидов

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет Технологии и Предпринимательства

ИТ для людей со специальными потребностями

Выполнила студентка

5 курса 3 группы

Беспалова М.А.

Москва 2012

Использование интернета для обучения инвалидов

Вопрос использования современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья (людей с ОВЗ) представляется весьма многоплановым. Для людей с разными категориями физических ограничений применяются разные технологии, разные методики обучения.

При создании компьютера и компьютерных технологий не стояла задача приспособления их для использования именно инвалидами. Но люди с физическими ограничениями активно включились в освоение этих технологий, увидев в них средство для своей интеграции в общество, возможность повышения своего профессионального, образовательного и культурного уровня. Например, по мнению многих незрячих пользователей, «компьютер необходим слепому больше, чем трость». И это вполне справедливо, поскольку с появлением Интернета расширяются возможности в общении, в получении образования и т.п.

Рис. Схема взаимодействия пользователя с компьютером при использовании адаптивных технологий

Но, если обычный пользователь без ограничений здоровья общается с компьютером и использует его возможности непосредственно, то любому пользователю с ОВЗ необходимы специальные адаптивные технологии. Пользователь с ОВЗ, в конечном итоге, использует те же самые технологии, что и обычный пользователь, но опосредованно, – промежуточным звеном является адаптивная технология.

Развивались компьютерные и информационные технологии, развивался Интернет. Сегодня мы можем сказать, что компьютер и Интернет прочно закрепились в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Следом за общими технологиями развивались и программные и технические средства, позволяющие людям с ОВЗ более эффективно использовать компьютерные и информационные технологии. Но, к сожалению, надо сказать, что адаптивные технологии на сегодняшний день отстают от общих технологий, что накладывает определённые ограничения на использование необходимых ресурсов людям с ОВЗ. Однако же, в развитии адаптивных технологий имеются огромные результаты, и наблюдаются положительные тенденции в развитии, как адаптивных технологий, так и специализированных ресурсов для людей с ОВЗ.

Развитию образования с использованием Интернета могут способствовать технические средства, технологии и ресурсы. К специальным техническим средствам можно отнести тактильные дисплеи для незрячих пользователей, различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательной системы, манипуляторы-«рукавички» для людей с нарушениями слуха и речи и другие. Их назначение – обеспечивать пользователю с ОВЗ возможность наиболее эффективной самостоятельной работе на компьютере. Их разработка и внедрение зависят, главным образом от уровня научно-технического прогресса, доступность же для массового пользователя – от уровня цен на эти специальные технические средства.

Что касается технологий и ресурсов, то здесь вопрос не столь однозначен. Прежде всего, надо сказать, что невозможно создать технологию или ресурс, одинаково пригодный для использования людьми с различными видами физических ограничений.

Многие организации системы образования идут по пути облегчения инвалидам доступа к образовательным ресурсам.

Действующая в структуре Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете лаборатория технических средств обучения, обучающих технологий и дистанционных методов оснащена современными мультимедийными компьютерами, объединенными в локальную сеть, и имеет выход в глобальную сеть Интернет. На сегодняшний день лаборатория располагает большим количеством обучающих мультимедийных (объединяющих в себе текст, графические иллюстрации, компьютерную анимацию, аудио- и видеозаписи) программ для абитуриентов. Самыми популярными, конечно, являются программы по русскому языку. Работая с компьютерными "репетиторами", абитуриент может проверить свои знания правил, восполнить пробелы, выполнить под диктовку компьютера упражнения, сделать работу над ошибками. Практика показывает, что даже несколько подобных занятий помогают сократить количество ошибок.

В лаборатории имеются обучающие программы по географии, биологии, физике, химии, иностранным языкам. В общем, каждый абитуриент-инвалид, обратившись к нам, обязательно найдет то, что нужно именно ему. Таким образом, работая с компьютерными обучающими программами, он получает возможность осваивать материал в спокойной обстановке, в удобном для себя темпе. Студенты-инвалиды, обучающиеся на различных факультетах университета, активно используют компьютер в учебном процессе. Они работают с текстовыми редакторами, с электронными таблицами, с графикой, компьютерными переводчиками и, конечно, с глобальной сетью Интернет.

Лаборатория занимается накапливанием специального программного обеспечения для лиц с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день она располагает программами речевого синтеза, с помощью которых можно озвучить любой текст, и программами увеличения символов. Планируется приобрести более совершенные программы, которые озвучивают все действия, выполняемые пользователем.

В Академии управления «Татарский Институт Содействия Бизнесу» (ТИСБИ), г. Казань (http://dao.tisbi.ru/ ), в 2000 г. на основе новейших достижений информационных технологий, с использованием отечественного и зарубежного опыта образовательных проектов дистанционного обучения, разработана Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) (Свидетельства Роспатента № 2002610131, №2002620069).

Следует отметить, что все приведённые в пример методики не являются специализированными адаптивными технологиями. Безусловно, эти разработки полезны в социальном плане, поскольку облегчают доступ незащищённым слоям населения к образовательным ресурсам, а людям с ограниченными возможностями здоровья позволяют обучаться дистанционно и в любом удобном для них режиме. Но та же система ДАО оказывается совсем непригодной для незрячих пользователей.

Если говорить о зарубежном опыте, то в США, например, активно действуют организации, которые непосредственно не занимаются разработкой специальных технических средств и информационных технологий, но собирают все существующие адаптивные технологии, а также общие технологии с целью разработки возможностей их применения для обучения инвалидов. Среди таких организаций можно назвать Национальную службу Библиотеки Конгресса США для незрячих и людей с физическими ограничениями, Национальную Федерацию слепых, организации инвалидов разных категорий, а также исследовательские и реабилитационные центры. Эти организации контактируют с разработчиками и производителями специализированного и обычного программного обеспечения и оборудования, разрабатывают для них рекомендации, ищут новые возможности для применения специальных разработок. Благодаря огромной работе, проделанной подобными организациями, крупные разработчики обычного программного обеспечения предусматривают возможность использования адаптивных технологий. Так, например, корпорация Microsoft разработала собственный синтезатор речи и предусмотрела его использования в новых версиях операционной системы Windows.

Особенностью России является то, что приоритетным определилось направление по адаптации компьютерных технологий именно для инвалидов по зрению. Вызвано это, прежде всего, активностью и организованностью этой категории инвалидов, значением (весом) их общественных организаций, существованием и государственной поддержкой специальных библиотек для слепых. Ищут возможности практического применения специальных разработок.

История использования ресурсов Интернет пользователями с тяжелыми нарушениями зрения в России насчитывает почти столько же времени, сколько существует сам Интернет. Адаптация программного обеспечения и оборудования для нужд слепых и слабовидящих пользователей шла параллельно развитию глобальной Сети.

Широкое использование Интернета инвалидами по зрению в России начинается с середины 90-х годов. Единой стратегии в развитии этого направления не было и не существует до сих пор, поэтому инициаторами коллективного доступа к ресурсам глобальной сети становятся в Москве – компьютерные Центры Всероссийского общества слепых (ВОС), в остальных регионах страны – библиотеки для слепых, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, иногда – службы занятости населения.

Особую роль в развитии использования ресурсов Интернет инвалидами по зрению играют в РФ библиотеки для слепых. Они не только создают на своей базе компьютерные центры, обучающие пользователей и предоставляющие им свободный доступ к Интернет, но курируют подобные центры при университетах, например, в Новосибирске и во Владивостоке.

Так, в Приморском крае целенаправленно работает с 1997 года компьютерный центр в Приморской краевой библиотеке для слепых, который прошел несколько стадий в своем развитии: от компьютерного класса до Центра открытого доступа к Интернету для людей с ОВЗ. При отсутствии в программах коррекционных школ обязательного курса информатики, Центр открытого доступа к Интернету при библиотеке взял на себя выполнение следующих функций:

    базовая подготовка старшеклассников с ОВЗ к работе с адаптивными компьютерными технологиями и ресурсами Интернет для достижения независимости обучении в вузе;

    базовая подготовка специалистов, особенно поздноослепших, для продолжения полноценной жизни и профессиональной деятельности;

    профессиональное сопровождение работы пользователей с ОВЗ с ресурсами Интернет и адаптивными компьютерными технологиями;

    проведение курсов и семинаров по отдельным видам работы в Интернет;

    выполнение задач межвузовского компьютерного центра для студентов с ОВЗ;

    предоставление свободного доступа к Интернету для пользователей с ОВЗ, в том числе к ресурсам дистанционного обучения;

    апробирование новых адаптивных технологий для людей с ОВЗ;

    обобщение и распространение опыта работы пользователей с ОВЗ в Интернете;

    оказание методической помощи в организации подобных центров в других регионах и городах, проведение стажировок специалистов.

Из адаптивных технологий наиболее широкое распространение получили программы речевого экранного доступа JAWS и Virgo, поскольку представительства фирм-разработчиков работают в России, а также имеются русскоязычные версии этих программ. Эти программы замечательно работают с текстом и гипертекстом, но совершенно не распознают графических объектов.

Следует назвать также брайлевские тактильные дисплеи, но они, к сожалению, не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Слабовидящие пользователи используют стандартную электронную лупу, входящую в пакет Windows, а также программу экранного увеличения ZoomText.

К сожалению, вести речь о широком свободном доступе к Интернет пользователям с ОВЗ в России невозможно, так как на данный момент существует следующие нерешенные проблемы:

    Программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать в Интернете, очень дорого, а потому мало доступно не только индивидуальным, но и многим коллективным пользователям.

    Технически это программное обеспечение несовершенно, так как по-прежнему оставляет недоступной для слепых пользователей графику и ряд сайтов.

    Из-за отсутствия концепции информатизации специального образования и обеспечения доступа к Интернет для людей с ОВЗ, в России не сложилась единой системы, а существуют разрозненные центры в различных организационных формах, не имеющие связи между собой, дублирующие друг друга и «изобретающие велосипед».

    Слабое развитие индивидуального использования Интернет-технологий пользователями дома. Этому препятствует высокая стоимость лицензионного программного обеспечения и дорогой трафик.

    Дистанционное обучение особенно приемлемо для инвалидов, имеющих помимо слепоты и другие нарушения, например, двигательные, но большая часть курсов незрячим недоступна, так как не адаптирована для работы с программами синтеза речи.

Надо отметить, что дистанционное обучение удобно для инвалидов всех категорий, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать курсы учебных материалов по выбранной ими теме. При этом учащиеся вполне могут воспользоваться существующими технологиями дистанционного обучения без адаптации учебных курсов. Исключение в этом случае составляют люди с нарушениями зрения.

Люди с нарушениями зрения, применительно к обучению на дистанционных курсах, могут быть дифференцированы по наличию у них остатка зрения: 1) на слабовидящих со значительным остатком зрения, которые пользуются программами увеличения изображения на экране, 2) и на людей с незначительным остатком зрения и тотально слепых, то есть тех, которые могут пользоваться только программами речевого экранного доступа.

Адаптация дистанционных курсов для слабовидящих может заключаться в том, что материалы курса должны набираться крупным шрифтом. Возможен также ряд дизайнерских решений, позволяющий облегчить работу с курсом при помощи программ экранного увеличения. Теоретически легко можно адаптировать любой учебный материал по любой теме для использования его слабовидящими при помощи обычной электронной лупы.

Несколько по иному складывается ситуация для тотально слепых и людей с небольшим остатком зрения, которые могут пользоваться компьютером, используя только программы речевого экранного доступа. Дело в том, что эти программы способны полноценно работать только с текстом и гипертекстовыми ссылками. Отсюда вытекают два существенных момента.

Первое - все электронные оболочки, используемые в дистанционном образовании, которые имеют графическую навигацию, непригодны для использования при помощи речевых синтезаторов. Если предполагается обучение на курсе людей с нарушениями зрения, то нужно выбирать или разрабатывать электронную оболочку с текстовой навигацией. Однако вполне успешно можно заменить обучение при помощи электронной оболочки на обучение по электронной почте. Можно рассылать учебные материалы и тестовые задания, также принимать выполненные задания при помощи электронных сообщений и вложенных файлов. Выполнение заданий учитывается в журнале, который также ведётся в электронном формате MS Word или MS Excel. Для общения студентов между собой и коллективного обсуждения дискуссионных вопросов можно создать электронную рассылку.

Второе. Даже теоретически не все учебные материалы могут быть адаптированы для использования при помощи синтезаторов речи. Например, курсы по любым видам дизайна или фотографии не могут быть описаны исключительно в текстовом формате. По многим техническим и гуманитарным дисциплинам возможно текстовое описание таблиц и схем

В рамках Программы «Обучение и доступ к Интернет», поддерживаемой американской некоммерческой организацией Прожект Хармони Инк., проводится курс дистанционного обучения «Разработка некоммерческих проекта (для обучающихся с ОВЗ)». На курсе обучаются инвалиды разных категорий, в том числе слабовидящие и слепые. Студентам предложено на выбор обучение с использование м электронной оболочки «Виртуальная среда обучения» (ВСО) либо обучение по электронной почте. При этом имеет место более высокая активность среди студентов, использующих электронную почту.

Курс разработан исключительно в текстовом формате, даже таблицы описаны при помощи текста. Тем, кто выбрал в качестве варианта обучения электронную почту, материалы высылаются в формате HTML. Для слабовидящих тексты набраны крупным шрифтом (14-й кегль). Отсутствие графических объектов позволяет программам речевого экранного доступа корректно считывать тексты. Материалы курса структурированы так, что при необходимости они могут быть записаны на компакт-диск, а также легко распространяться по электронной почте.

В скором времени возможна адаптация существующих и разработка новых курсов для обучения на них незрячих и слабовидящих студентов. Здесь имеет значение выбор тематики и профиля курсов. Однозначно могут быть адаптированы курсы по гуманитарным дисциплинам, некоторые технические курсы, не предполагающие использование графики. Также представляется необходимым создание текстовой версии сайта для входа в курс, поскольку зачастую существующие версии сайтов затрудняют доступ к основным ресурсам курсов для пользователей с нарушениями зрения.

Кроме названного курса имеются также ресурсы по обучению инвалидов. Но, в основном, это ресурсы, которые способствуют обучению, но не направлены на обучение непосредственно. Так, например, сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» содержит ресурсы по законодательной базе, позволяющей инвалидам обучаться на льготных условиях, полезные советы, ссылки на учебные заведения, обучающие инвалидов и т.д. Сайт незрячих пользователей компьютерной техники клуба «Интеграция» также способствует незрячим и слабовидящим пользователям совершенствовать свои навыки в работе с адаптивными технологиями.

Большую роль в повышении уровня образования инвалидов в России и странах СНГ сыграли Интернет-сообщества. Так, на электронных почтовых рассылках зачастую встречается информация, полезная для людей с ОВЗ, желающих учиться. Такие рассылки, как рассылка клуба «Интеграция» и рассылка «Тифлоресурс», почти ежедневно содержат информацию о новых адаптивных технологиях, о совершенствовании существующих, об учебных заведениях и возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях на обучение.

Несмотря на то, что в использовании Интернет-технологий и ресурсов Сети для обучения людей с ОВЗ существуют определённые трудности, можно всё-таки с уверенностью сказать, что Интернет – это очень гибкая среда, причём среда дружественная, позволяющая стирать грани между обычными людьми и людьми с ослабленным здоровьем. Развиваются технологии, как обычные, так и специальные адаптивные. И сегодня мы с уверенностью можем сказать: у использования Интернета для обучения людей с ОВЗ большие перспективы

Среди нас есть люди, которым сложно делать то, что мы считаем простым. Это может касаться любой стороны жизни, в том числе и взаимодействия с компьютером. А еще это напрямую может касаться ваших близких, которым вы можете помочь. Этот текст адресован вам, ведь именно вы можете его прочитать, для вас нет никаких сложностей в наборе текста и управлении мышью. Давайте разберемся с тем, как облегчить работу на ПК тем, для кого все это не так просто.

Этот обзор открывает на МТС/Медиа цикл инструкций для людей с ограниченными возможностями и, может быть, даже в большей степени для тех, кто может им помочь во всем разобраться. Мы начинаем с персонального компьютера и возможностей, которые встроены в самую популярную в мире операционную систему для ПК - Windows 7. Сразу оговоримся, что и новая родственная ОС Windows 10 обладает схожими функциями.

Windows 7 поможет управляться с ПК тем, у кого есть сложности со зрением, и тем, для кого не годятся стандартные приемы работы с мышью и клавиатурой.

Принцип одного окна

Microsoft собрала все нужные нам функции в одном месте, так что их будет легко найти и удобно использовать. Нажимайте на кнопку «Пуск», а в открывшемся меню - пункт «Все программы». В категории «Стандартные» найдите папку «Специальные возможности», а в ней - Центр специальных возможностей. Лучше сразу создать ярлык для рабочего стола, чтобы в дальнейшем обойтись без квеста по меню.

Открывшееся окно и есть наша отправная точка. На скриншоте ниже видно, как получить доступ ко всем опциям, о которых пойдет речь дальше.

Мы должны сразу предупредить о том, что не во всех случаях функции, собранные в Центре специальных возможностей, сделают управление ПК легким. Иногда это будет переход от очень сложного к менее сложному, иногда - от невозможного к возможному хоть как-нибудь. Так или иначе, тех, ради кого мы все это разбираем, потребуется обучить, а затем еще будет непростой период привыкания. Только потом будет результат.

Для многих функций необходимо оснастить компьютер аудиоколонками и микрофоном: это позволит слышать то, что трудно рассмотреть, и дать команду голосом тогда, когда трудно или вообще нельзя для того же использовать клавиатуру и мышь.

Учимся видеть

Для людей с ослабленным зрением интерфейс Windows с множеством мелких деталей - настоящая мука. Включив экранную лупу можно в несколько раз увеличивать в размерах любой участок экрана, а перемещаться по нему можно все так же, при помощи мыши. Окно управления экранной лупой предельно простое, никаких подводных камней нет: главное выбрать нужный уровень увеличения кнопками «Плюс» и «Минус».

Вторая функция для плохо видящих людей - изменение внешнего вида интерфейса Windows на более контрастный. Попробуйте включить такой режим - по умолчанию, это делается сочетанием клавиш Левый Alt + Левый Shift + Print Screen . Повторное использование тех же клавиш режим отключает. Другие мелкие изменения в отображении элементов управления Windows доступны из Центра специальных возможностей через пункт «Настройка изображения на экране».

Третья функция - самая радикальная, так как она позволяет делать некоторые операции на компьютере вовсе без экрана или тогда, когда на нем почти ничего не удается рассмотреть несмотря на использование уже описанных возможностей. Для этого в Windows можно включить экранного диктора, который будет читать весь текст, отображаемый в окнах. На вашем ПК скорее всего, не будет специального программного обеспечения. Чтобы это исправить, вам потребуется загрузить три бесплатных модуля с сайта Microsoft .

По ссылке выше нужно выбрать вариант для версии Windows 7 - 32 или 64 бит. По ссылке ниже для поддержки русского языка нужно загрузить только файлы MSSpeech_SR_ru-RU_TELE.msi и MSSpeech_TTS_ru-RU_Elena.msi .
https://www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=27224

Если все уже установлено, в настройках функции экранного диктора нужно выбрать русский язык.

Улучшаем клавиатуру и мышь

Тем, кому трудно найти общий язык с мышью, можно помочь и с этим. В первую очередь, зайдите в стандартные настройки мыши и отрегулируйте скорость перемещения указателя, его размер, скорость срабатывания двойного нажатия. В Центре специальных возможностей, кроме того, можно включить управление мышью с клавиатуры.

Удивительно, но можно сделать и наоборот. Включив виртуальную клавиатуру, можно нажимать на ее клавиши, используя указатель мыши.

Обычную клавиатуру можно «прокачать», включив последовательное нажатие клавиш для их сочетаний вместо одновременного. За это отвечает параметр «Залипание клавиш». После включения опции, к примеру, нужно будет для копирования нажимать Ctrl и С не вместе, а по очереди с не слишком большой паузой.

Делай, как я говорю

Windows 7 поддерживает голосовое управление - функцию очень полезную для тех, кто плохо видит или с трудом может использовать мышь и клавиатуру. К сожалению, Microsoft так и не адаптировала эту возможность под русский язык. Если человек, который будет пользоваться ПК, готов управлять им на английском, предварительно придется в настройках Windows 7 интерфейс операционной системы тоже переключить на этот язык, и только потом можно будет включить параметр «Распознавание речи» в Центре специальных возможностей.

Если возвращаться к управлению на русском, то есть несколько сторонних программ, например, «Горыныч» или Vople, но работают они не очень хорошо, и никакой поддержки со стороны разработчиков не ведется. Даже официальный сайт найти нельзя. Прочие сайты, предлагающие скачать эти программы, мы рекомендовать поостережемся. Примерно та же ситуация с диктовкой текста на русском.

Что же делать? Пожалуй, пока остается перейти на Windows 10 и ждать, когда встроенный голосовой помощник научится русскому. По слухам, этом может случится уже в 2016 году. Следите за новостями.

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Факультет экономический

Кафедра статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Выполнила: студентка 109 группы

специальности «Управление качеством»

Барабанщикова Дарья

Проверил: к.п.н, доцент Аникина Н. В.

Саранск 2014

Введение

Технологии для людей с нарушением зрения

1.1 Устройство BrailleNote и Brailliant Braille Display

1.2 Высокотехнологичная трость для слабовидящих и пожилых людей

1.3 Visual Assistance Card и Braille Interpreter для слепых

1.4 Кубик-Рубик для слепых

3. Технологии для людей с нарушением слуха

1 The Nokia Wireless Loopset, для людей с плохих слухом

2Система Communicaid

3Умные часы для слабослышащих

Технологии для людей с ограниченной возможностью двигаться

1 Манипуляторы для людей, которые потеряли подвижность рук

2 Стилус MouthStick

3 Электрокар для инвалидов

4 Сноуборд для инвалидов

5 Альтернативное инвалидное кресло Tek RMD

Заключение

Введение

За последние несколько недель мне довелось посмотреть по ТВ достаточно большое количество сюжетов и телепрограмм, посвященных людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

Я поражена! Незрячие или слабовидящие дети показывают свое мастерство в групповых танцах! Да так здорово танцуют, что многие их сверстники, с крепким здоровьем и стопроцентным зрением, могут им только позавидовать.Оказывается, что жизнь людей с ограниченными способностями может быть наполнена самыми различными интересными и полезными делами. Можно заниматься искусством, спортом, творчеством, заполнять свою жизнь тем, что сделает эту самую жизнь более осмысленной и содержательной.

Всем ли по силам улучшить свою жизнь?

Всем ли инвалидам доступны возможности реального общения с такими же людьми как они сами, со всем остальным миром?

Как это ни горько звучит - нет! Наш прекрасный, но и жестокий мир не научился еще создавать равные условия людям, не только с ограниченными возможностями, но и всему человечеству, в целом.

Давайте признаемся сами себе: любой ли из них может себе позволить иметь личного учителя, тренера? Любой ли колясочник может самостоятельно добраться до места проведения занятий, тренировок, выступлений, без посторонней помощи? Да и в каждом ли городе есть центры по реабилитации людей с ограниченными возможностями? Тут уж о сельской местности и маленьких городах и говорить-то не стоит. Там таким людям приходится труднее всего, в плане реализации своих способностей и таланта, и в помощи они нуждаются, пожалуй, даже больше, чем жители мегаполисов.

Что же таким людям остается делать? Сидеть дома и смотреть в окошко, рассматривая один и тот же пейзаж? Пялиться целыми днями в "зомбоящик"?

Интернет поможет?

Тут, отчасти, на помощь может прийти компьютер и Интернет. С их помощью можно не только взглянуть на мир по-новому, найти новых друзей, но и получить полезные знания по различным вопросам, включая советы по улучшению собственного здоровья.

<#"justify">Но все ли люди, в силу своих возможностей, смогут пользоваться ПК и Интернетом? Как пользоваться ими, если не позволяет зрение, не слушаются, или отсутствуют руки?

Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на окружающую их среду.

Персональные компьютеры, дополненные специальными устройствами; и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние этих дефектов.

1. Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

1.1 Устройство BrailleNote и Brailliant Braille Display

Новозеландская компания Humanware представила интересное устройство для слепых и слабовидящих людей. Устройство BrailleNote - это карманный компьютер для людей, лишенных зрения. Он использует систему чтения и письма для слепых и дает возможность пользователям набирать тексты, работать в Интернете, слушать музыку, читать книги, а также подключаться к ПК и синхронизировать данные.

Второе устройство, Brailliant Braille Display, предназначено для использования с обычным компьютером или ноутбуком <#"justify">

Рис.2.Brailliant Braille Display

2 Высокотехнологичная трость для слабовидящих и пожилых людей

Трость «The Aid», созданная литовским дизайнером Эгле Угинтайте, является не только тростью для слепых и пожилых людей в традиционном её понимании, но и гидом, и сенсором состояния здоровья. В трость встроен GPS-навигатор, который позволит инвалидам и старикам свободно ориентироваться в хитросплетениях улиц.

В комплект с тростью входят наушники, через которые поступают голосовые подсказки, в каком направлении двигаться. Трость «The Aid» постоянно следит за частотой пульса, температурой тела пользователя и за давлением и выводит данные на небольшой экран. Кроме этого, данные можно в режиме онлайн передавать лечащему врачу. На головке трости есть кнопка SOS, нажатие которой позволяет связаться с медцентром и автоматически сообщает текущее местоположение человека.

<#"180" src="/wimg/15/doc_zip4.jpg" /> <#"177" src="/wimg/15/doc_zip5.jpg" /> <#"justify">.4 Кубик-Рубик для слепых

<#"justify">Zhiliang Chen адаптировал известную игру Кубик-Рубик для слепых, выполнив грани из шести различных материалов: дерева, металла, каучука, ткани, камня и пластмассы. Различные по текстуре материалы помогают слепым людям распознавать стороны и собирать эту популярную головоломку.

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать.

Новые технологии помогают в развитии социальных программ. Возможность разговаривать немым предоставит новая программа.

Задача состоит в том, чтобы дать возможность людям, ограниченным по речи, общаться по телефону. Программа будет содержать набор наиболее используемых фраз, а также все необходимые слова русского языка в виде аудиофайлов, произнесение которых в телефонную линию обеспечит устройство за 30 долларов - Фонбластер.

Предполагается, что немые люди смогут полноценно общаться по телефону приятным голосом, заранее заложенным в компьютер.

Таким образом, благодаря технологиям «СпецЛаба» и немые обретут свой голос! Известно также,что телефон для немых разговоров выпустила японская компания «NTT DoCoMo».

Это сложная система датчиков, которая регистрирует движения мускулов щеки и челюсти человека. Таким образом, для общения нужны только движения ртом и языком, а не проговаривание вслух.


3. Технологии для людей с нарушением слуха

Технология играет важную роль в оказании помощи членам сообщества глухих для их взаимодействия и общения. По данным Национального института глухоты и других расстройств связи, 17 процентов взрослых американцев страдают от некоторых расстройств слуха. Многочисленные приложения были разработаны для смартфонов, которые позволяют глухим и слабослышащим, получить максимальную отдачу от своих устройства. Эти приложения работают, предоставляя субтитры к фильмам, содействуют разговор между теми, кто может услышать и теми, кто не может.

Приложения Video Relay ServiceRelay Service, или VRS, программы позволяют глухому человеку общаться по телефону без необходимости набора текста. Вместо этого, вызовы могут быть сделаны или приняты с использованием видео возможностей смартфона и языка жестов. Если необходимо, некоторые программы могут подключить пользователя к переводчику, который знает язык жестов и может взаимодействовать с ними. Sprint VRS, Purple VRS и IWRelay VRS это три бесплатных приложения которые могут быть использованы для этой службы. Каждое из этих приложений обеспечивает возможность использования переводчика и использует контакты прямо с телефона или ссылки на них из интернета.

Приложения для распознавания речи

Видео не всегда может быть вариантом для общения. В этом случае другие приложения обеспечивают перевод речи в текст для помощи глухим. IP-Relay, Speak Manager и SKC Interpret это три программы, которые позволяют глухим общаться, набрав текст. Человек на другом конце слышит слова, как говорится, и когда он говорит, слова возвращаются в виде текста. Чтобы сделать процесс более гладким, некоторые из этих приложений, таких как SKC Interpret, также предлагают возможность хранить быстро или часто используемые фразы.

Приложения для отправки сообщений

Текстовые сообщения и электронная почта могут также способствовать общению глухих. Бесплатное приложение Handcent SMS обеспечивает полную поддержку текстовых и мультимедийных сообщений. Программа также позволяет настраивать вибрацию, светодиодные уведомления, фон и подписи для отдельных контактов. Для электронной почты и других сообщений, Purple Mail это другое приложение, которое интерпретирует и воспроизводит видео сообщения. Purple Mail это бесплатное приложение, но оно требует регистрацию в этой почте. Для голосовых сообщений, приложение Google Voice транскрибирует сообщения голосовой почты, чтобы они могли быть прочитаны, а не услышаны.

Другие приложения

Есть программы предлагающие поддержку членов сообщества глухих, чтобы они не считали себя одинокими и были в курсе всего происходящего. Бесплатное приложение DeafNation предоставляет информацию о международных событиях, таких как Сурдолимпийские игры, а также постоянно освещаются новости, фотографии и ссылки на другие ресурсы. Chat for Deaf People это бесплатное приложение похожее на обсуждения, которое поощряет разговор на различные темы, среди разных возрастных групп. Приложение Subtitle Player предоставляет информацию о событиях в кино и театрах, а DeafNote простое бесплатное приложение для обмена сообщениями без ручки и бумаги

1 The Nokia Wireless Loopset, предназначенное для людей с плохих слухом

Финская компания Nokia представила оригинальное устройство The Nokia Wireless Loopset, предназначенное для людей с плохих слухом. Устройство надевается на шею и автоматически связывается с некоторыми существующими в мире моделями слуховых аппаратов, а также с мобильными телефонами через Bluetooth.

Рис.7. The Nokia Wireless Loopset

Кроме возможности значительно улучшить слышимость за счёт подавления внешних шумов, имеются оптимизированные уровни громкости, однокнопочное управление звонками и вибрация-оповещение.

2 Система Communicaid

<#"justify">Система Communicaid, созданная дизайнером Джэ Пюн Ли, предназначена, чтобы помочь слабослышащим и глухим людям. В состав системы входит визуально-звуковая станция и специальные очки, которые визуально оповещают глухого человека о таких звуках как звук дверного звонка, пожарной тревоги и телефонного звонка. Пользователь будет видеть эти звуки как мигающие пиктограммы. Очки выполняют те же функции на улице, только значки проецируются на их стёкла. Дополнением к системе является специальный коммуникатор, который призван помочь человеку общаться с окружающими людьми.

3Умные часы для слабослышащих.

<#"justify">4. Технологии для людей с ограниченной возможностью двигаться

Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться.

Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации.

Управляемые компьютером манипуляторы (т.е. руки робота) можно запрограммировать так, чтобы они выполняли движения по заданным программам; и чувствовали, когда соприкасаются с объектами. Это позволяет людям с нарушенной двигательной способностью манипулировать объектами для выполнения таких действий, как еда, перелистывание страниц в книгах и смена дисков в дисководе компьютера.

Рис.10 Управляемые компьютером манипуляторы

1 Манипуляторы для людей, которые потеряли подвижность рук

Японские робототехники добавили к инвалидной коляске робототехнический модуль - руку-манипулятор RAPUDA (Robotic Arm for Persons with Upper limb DisAbilities). Она позволяет расширить возможности инвалида по самообслуживанию, то есть выполнять движения, которые он ранее не мог выполнять-самостоятельно.

Манипулятор для людей с поврежденными верхними конечностями представляет собой прибор, установленный в коляске. Манипулятор весит немногим более пяти килограмм и может быстро подсоединяться и отсоединяться-от-инвалидной-коляски.

Основное его предназначение - «брать и перемещать предметы» - например, чашку с обеденного стола или предмет, который уронили на пол.

Конечно, медлительность и шумность данного устройства может раздражать здоровых людей. Но, во-первых, подобную конструкцию можно достаточно легко довести до нужной кондиции - ведь это достаточно простая инженерная работа. А если еще сменить джойстик на более лучший интерфейс управления - например, контроллер от Wii - то роборука будет работать значительно более качественно. А во-вторых, это все-таки новая возможность для инвалидов выполнять ранее недоступные функции, что для них немаловажно.

<#"justify">Многие люди, хотя и не потеряли подвижность кистей или рук, не могут; работать на стандартной клавиатуре компьютера. Специальные клавиатуры с большими сенсорными клавишами предоставляют в распоряжение этих людей все возможности компьютера.

Рис.12. Клавиатура с большими сенсорными клавишами

А для людей,которые потеряли подвижность кистей или рук, разработали специальную мышь.

Манипулятор предназначен в первую очередь для тех, кто по каким-то причинам не может пользоваться руками. Тем не менее, он вполне может понравится и любителям необычных гаджетов. С виду мышь напоминает обрезанную переднюю часть сандалии-вьетнамки. Как и обычные манипуляторы, этот имеет две кнопки - одна для большого пальца ноги (аналог левой), другая - для второго пальца (аналог правой). Точнее, это - не совсем кнопки, а сенсоры. Эргономичное устройство создано с учетом природной способности хватать пальцами ног. Автор концепта уверен, что мышью, напоминающей такой повседневный элемент, как сандалия, овладеть будет нетрудно. Кроме того, ее использование не должно вызвать каких-либо затруднений - сенсоры расположены именно там, где и должны быть. Контроллер выполнен из прочного и легкого материала, поэтому ноги уставать не будут, а служить манипулятор будет долго.

Рис.13.Мышь, для ступни

4.2 Стилус MouthStick

Компания Griffin решила сделать возможным пользование гаджетов с сенсорными экранами для людей с ограниченными возможностями, а точнее для тех, у кого есть проблемы с руками. Так появился стилус MouthStic - первый в мире стилус, который управляется ртом. По внешнему виду он чем-то напоминает трубку от маски для снорклинга. У него даже есть мягкая силиконовая насадка для рта, которая является сменной.

<#"justify">.3 Электрокар для инвалидов

<#"justify">Компания Community Cars предложила интересное решение для людей с ограниченными возможностями, которые хотят водить автомобиль. Устройство это скорее оболочка для кресла-коляски, чем привычное авто. Электрокар Kenguru EV выполнен из углепластика. Он может развивать скорость до 45 км/ч. Заряда батареи хватает на 70-110 км пути.

<#"justify">Система управления аналогична той, что установлена на мотоциклах или на скутерах. В задней части автомобиля - двустворчатую дверь, которая позволяет попасть в автомобиль человеку в коляске без посторонней помощи.

4 Сноуборд для инвалидов

<#"justify">4.5 Альтернативное инвалидное кресло Tek RMD

<#"justify">Заключение

Уже существуют экземпляры всех этих компьютеризированных систем, но во многих случаях они очень дороги и не имеют широкого доступа. Я надеюсь, что в течение нескольких лет появятся более мощные, надёжные, портативные и доступные варианты этих систем, а также будут созданы новые мощные средства помощи людям с физическими недостатками.

Развитие техники в большой степени влияет на наше представление о том, что считать физическим недостатком. Например, многие люди, которые плохо видят или слышат, могут нормально работать; только благодаря очкам или слуховым аппаратам, компенсирующим недостатки их органов чувств.

По мере того как компьютеризованные; системы для неполноценных людей будут совершенствоваться, и становиться широкодоступными, другие физические недостатки, весьма серьёзные сейчас, могут быть отнесены к незначительным неудобствам, а не к серьёзным недостаткам.

К слову…

Рис.19.Коди-МакКасланд

Летний Коди МакКасланд - обладатель 20 искусственных ног, которые позволяют ему принимать участие во многих видах спорта: беге, карате, гонках на велосипеде, плавании, хоккее и водных лыжах. Мало того, во многих видах спорта ему удаётся, несмотря на отсутствие собственных ног, побеждать своих здоровых сверстников.

Инвалидность - это не еще приговор!

1. Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

Генератор тестовых сигналов для проверки зрения

Острота зрения - чувствительность зрительного анализатора, которая отображает способность отличать составные части и границы заметных объектов; ориентируется по минимальному угловому расстоянию между 2-мя точками...

Інструментальнi засоби пошуку iнформацii в Iнтернет

У вас зявилася можливість працювати з електронною поштою, але ви не знаєте адрес електронної пошти партнерів вашої організації. Завдяки, так званим, службам пошуку людей в Інтернет...

Трость «The Aid», созданная литовским дизайнером Эгле Угинтайте, является не только тростью для слепых и пожилых людей в традиционном её понимании, но и гидом, и сенсором состояния здоровья. В трость встроен GPS-навигатор...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Технология играет важную роль в оказании помощи членам сообщества глухих для их взаимодействия и общения. По данным Национального института глухоты и других расстройств связи...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться. Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации...

Компьютеры для людей с ограниченными возможностями

Японские робототехники добавили к инвалидной коляске робототехнический модуль - руку-манипулятор RAPUDA (Robotic Arm for Persons with Upper limb DisAbilities). Она позволяет расширить возможности инвалида по самообслуживанию, то есть выполнять движения...

Изменение стрейтчарта. 1. Откроем диаграмму стрейтчартаadoption, сделав двойной щелчок мышью по элементу adoption в окне проект. 2. Добавляем в состояние Adopter внутренний переход (рис. 20). Рис...

Разработка модели агентства недвижимости в соответствии со стандартом IDEF0

Исходя из того, что степень подробности структурной декомпозиции блоков модели достигает высокого уровня, и некоторая информация не подлежит огласки, т.е. не должна выйти за пределы агентства, можно сделать вывод...

Разработка модели функционирования стоматологической поликлиники

Данная модель разрабатывалась с точки зрения главного врача поликлиники, так как в модели подробно рассмотрены принципы функционирования отделов и все процессы, протекающие в организации...

Разработка программы автоматизации процесса подбора запчастей для ремонта автомобилей

Руководитель предприятия...

Создание инновационного проекта в среде MS Projеct

Распределим ресурсы по работам. Для этого создадим таблицу ресурсов, необходимых для выполнения проекта, укажем стоимость оборудования и оплату труда специалистов. 1. Перейдем на панель "Консультанта" Выбор ресурсов 2...

Удаленное управление компьютером с мобильного устройства

1) Организационные мероприятия по защите населения от электромагнитных полей. К организационным мероприятиям по защите от действия электромагнитных полей относятся: Выбор режимов работы излучающего оборудования...

Компьютер лечит

Представьте себе на мгновение человека, у которого случился сердечный приступ, и его увезли в больницу. Сейчас он чувствует себя неплохо, но всё ещё находится в отделении интенсивной терапии. Здесь он “подключен” к компьютеру, который следит за числом сердечных сокращений: если оно вдруг уменьшится до опасного уровня, компьютер немедленно сообщит об этом врачу или сестре.

А вот другая ситуация. Вы пришли в аптеку, чтобы заказать лекарство от зубной боли. Аптека, в которую вы обратились, имеет вычислительную систему, где хранится история болезни каждого клиента этой аптеки. Прежде чем провизор отпустит вам лекарство, он посмотрит вашу историю болезни. Ага…Согласно “показаниям” компьютера, вы уже принимали другой препарат, который был выписан лечащим врачом. Сочетание этого препарата с лекарством, выписанным от зубной боли, может привести к нежелательным побочным явлениям. Поэтому провизор связывается со стоматологом, и тот рекомендует вам другое лекарство.

Это всего лишь два примера того, как могут быть использованы компьютеры при лечении. Существует также множество других способов применения компьютеров для этих целей в госпиталях, клиниках и лабораториях. Приведём некоторые из них.

    Компьютеры играют важную роль в медицинских исследованиях. Они позволяют установить, как влияет загрязнение воздуха на заболеваемость населения данного района. Кроме того, с их помощью можно изучать влияние ударов на различные части тела, в частности последствия удара при автомобильной катастрофе для черепа и позвоночника человека.

    Банки медицинских данных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практических достижений.

    Сети ЭВМ используются для пересылки сообщений о донорских органах, в которых нуждаются больные, ожидающие операции трансплантации.

    Вычислительная техника используется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этот раз компьютер выступает в качестве больного, которому требуется немедленная помощь. На основании симптомов, выданных компьютером, обучающийся должен определить курс лечения. Если он ошибся, компьютер сразу показывает это.

    Компьютеры используются для создания карт, показывающих скорость распространения эпидемий.

    Компьютеры хранят в своей памяти истории болезни пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы, на которую уходит много времени, и позволяет больше времени уделять самим больным.

КОМПЬЮТЕР ПОМОГАЕТ ИНВАЛИДАМ

Одна из наиболее перспективных областей применения вычислительной техники связана с помощью инвалидам, т.е. слепым, глухим, людям, лишённым возможности передвигаться, или с другими физическими недостатками использовать компьютер для общения, оформления заказов на продукты и даже для проведения видеоигр. Например, люди, у которых парализованы руки, могут работать на компьютере с помощью ног, используя для этого ножной выключатель, напоминающий педаль электрической швейной машины. Инвалиды с парализованными руками, и ногами могут использовать устройства, которые вставляются в рот или прикрепляются к голове.

Говорящий компьютер, или компьютер-синтезатор речи, позволяет слепым людям выполнять операции, которые невозможны без помощи компьютера. Благодаря компьютеру утраченную способность видеть они компенсируют способностью слышать. Для тех, кто частично утратил зрение, имеются устройства, воспроизводящие текст в увеличенном масштабе на специальном мониторе.